Какие проявления указывают на то, что у ребёнка задержка речи? И когда можно понять, что развитие речи уже «запаздывает»?

Это можно понять задолго до того, как ребенку официально выставят диагноз ЗРР - ещё в первые месяцы жизни. С двух месяцев ребенок должен гулить, т.е. произносить гласные звуки. Затем появляются такие сочетания звуков, как «агу» и им подобные. Примерно с четырех-пяти месяцев появляется лепет: ребенок многократно повторяет разные слоги «ба-ба-ба», «па-па-па» и др. Таким образом, речевой аппарат ребенка подготавливается, и «настраивается» на появление речи. К году словарный запас ребенка должен составлять 10-15 слов. Слова, произносимые ребенком в этом возрасте, имеют обобщенное значение, и это нормальный период развития, т.е. слово выражает целую мысль, целое предложение и употребляется в разных ситуациях. Например, слово «папа» может означать и «папа пришел», и «папа дай», и «где папа».

Так в какое время уже можно обратить внимание на задержку речи? Как раз со времени появления гуления – с двух месяцев. Если ребенку уже исполнилось и два, и три месяца, - а период гуления у него еще не наступил, то это уже звоночек к тому, что «что-то пошло не так» и нужно обращаться к специалисту. Пусть лучше ваши опасения не подтвердятся, чем вы упустите наиболее благоприятное время для коррекции.

На задержку речевого развития указывают такие проявления, как:

- Ребёнок до года слабо реагирует на звуки, и практически не издаёт их сам.
- К году не пользуется жестами - не показывает пальчиком, не машет ручкой.
- К полутора годам не имитирует звуки.
- После двух лет не произносит звуки самостоятельно, без подражания.
- У ребёнка очень ограниченное понимание речи, даже простых просьбю
- Ребёнок не может рассказать вам о чем-то, кроме "есть", "пить" и "в туалет".
- Вы с трудом понимаете, о чем говорит ваш ребёнок.

Все эти проявления говорят о том, что у ребёнка - скорее всего задержка речевого развития.

Задержке речевого развития часто сопутствует и задержка психического развития. И если эти два нарушения диагностируют одновременно, то говорят о задержке психо-речевого развития.

Что это означает и в чем разница между задержкой речевого развития и задержкой психоречевого развития?

Разница в том, что при задержке речевого развития у ребенка раннего возраста наблюдается только отсутствие или очень ограниченное использование собственной речи, т.е. ребенок просто мало говорит, либо не говорит вовсе. Такой ребенок понимает обращенную речь, выполняет просьбы родителей, эмоционально реагирует на происходящее.

А при задержке психоречевого развития «запаздывает» не только речь, но и развитие мышления – умственное развитие. Ребенок может не реагировать на речь родителей, не реагировать эмоционально – не улыбаться в ответ.

Задержку психоречевого развития (ЗПРР) ставят в основном после 4-летнего возраста. До этого времени ребенку ставится диагноз ЗРР, т.к. до 4 лет диагностировать у ребенка отставание в психическом развитии очень сложно. Поэтому, если вашему ребенку поставлен диагноз ЗРР, то вам, уважаемые родители, не нужно ждать, что всё пройдет и нормализуется само собой.

© Copyright 2022 LLP Neuro-S. All Rights Reserved.